Источник данных о погоде: Минск погода на 7 дней

Гештальттерапия

Гештальттерапия

В 1936 году на международном конгрессе психоаналитиков произошел следующий конфуз. К Фрейду, который к тому времени уже был фигурой международного масштаба, подошел мало кому известный психоаналитик из Южной Африки, и с волнением произнес:

– Вы себе не представляете, как я рад с вами встретиться, у меня есть множество свежих идей, которые я почту за честь обсудить с вами. Я так долго ждал этой встречи и вот наконец-то приехал к вам!

– И когда же вы уезжаете? – холодно спросил Фрейд и вышел из комнаты.

Эта маленькая и никому не приметная личная трагедия неизвестного психоаналитика из Африки так и затерялась бы с море людских переживаний и обид, если бы этим человеком не был Фредерик (Фриц) Перлз. Именно этот конфликт, разрушивший его мечту о возведении психоанализа в ранг мировой религии, и послужил отправной точной развития принципиально нового подхода к психологической помощи – гештальттерапии.

Перлз умер в за несколько месяцев до моего рождения, может быть поэтому я так живо представляю себе его последние слова, когда, опутанный капельницами и проводами, он попытался встать с больничной койки и в ответ на встревоженный возглас медсестры «вы должны лечь» внимательно посмотрел на нее и сказал «Не говорите мне о том, что я должен делать». И умер.

Гештальт – это по-немецки что-то вроде единого целого, совокупность взаимодействующих друг с другом частей. Человек с его неудовлетворенными потребностями (например, сексуально возбужденный мужчина), и объекты внешнего мира (например, привлекательная девушка) – образуют гештальт. С точки зрения гештальттерапии наша жизнь – это формирование и завершение (разрушение) гештальтов, это свободный, непредсказуемый, рискованный и прекрасный танец с реальностью. Его экспрессивные «па» – и есть формирование и разрушение гештальтов.

Источники гештальттерапии коренятся в гештальтпсихологии, которая изучает взаимодейстие фигуры и фона.

Теперь представьте, что вы два дня не пили и вас подвели к роскошно накрытому столу, ломящемуся от различных яств. На краешке стола стоит неприметная потертая железная кружка с простой водой из-под крана. Как вы думаете, что будет для вас «фигурой», а что «фоном»? Сначала в нас зреет потребность, затем она находит объект во внешнем мире, «выхватывая» его из реальности и делая его «фигурой», а остальной мир – «фоном» (формирование гештальта). Если мы нашли способ удовлетворить потребность – гештальт разрушается и система «человек – внешний мир» возвращается в равновесие, если нет – например, вы испытали гнев в общении с кем-то, но не сумели его выразить – незавершенный гештальт может породить проблемы, проявляющиеся иногда в самых неожиданных формах.

Главная цель гештальттерапии – помочь человеку достичь максимального осознания того, что с ним происходит в настоящем, глубже понять собственные, часто болезненные, переживания, мысли, смыслы, желания и намерения. В нашем перегруженном рациональным мышлением обществе, мы привыкли уделять осознанию того, что происходит с нами и с нашими отношениями с другими людьми в настоящем настолько мало внимания, что этот перекос часто приводит к серьезным психологическим проблемам. В гештальттерапии считается, что осознание ведет к тому, что человек начинает все больше и больше брать ответственность за то, что с ним происходит на себя. Перлз считал, что успешная терапия ведет к росту осознания человеком своих особенностей, талантов, эмоций, устремлений и ресурсов. В результате человек пробуждается для развития, восприятия нового, растет его способность к творческому приспособлению к реальности и способность наслаждаться жизнью – прекрасной и рискованной, не сбегая в прошлое или будущее. В конечном итоге человек становится психологически зрелым, что, по мнению Перлза, означает способность выбирать свои реакции и самостоятельно выходить из сложных жизненных ситуаций, опираясь на самого себя. Впрочем, в современной гештальттерапии (и я с этим полностью согласен) считается, что гибкое использование как внутренних ресурсов, так и внешней помощи, только усиливает психологическую зрелость человека. Способность при необходимости просить и принимать помощь других людей значительно увеличивает устойчивость нашей психики и позволяет нам лучше адоптироваться к жизненным переменам.

Главная стратегия гештальттерапии – осознание и поиск форм завершения гештальтов: неудовлетворенных потребностей и неотреагированных чувств (например, гнева). Гармоничному контакту с реальностью нам мешает привычка уходить в «зону фантазий» (в буддизме даже есть специальный термин для этого – «майя»). Психотерапевт, как гид, проводник человека из «зоны фантазий» в реальность сквозь дремучий лес защитных механизмов. Человек использует их по привычке, несмотря на их неадекватность и прямой вред для его жизни. Привычные для человека защитные механизмы действуют по принципу «одно лечим, другое калечим» – защищая нас от дискомфорта, они часто разрушают отношения человека с близкими и превращают его жизнь в утомительную рутину. Гештальттерапия выделяет четыре основных типа защитных механизмов:

  1. Слияние. Я называю этот защитный механизм «Я – это он» (здесь и далее – «он» в равной степени может быть и «она»). Использующий его человек не способен отличать свои переживания от переживаний других людей. Такого человека может до слез трогать, например, тяжелая судьба лемуров Мадагаскара, но при этом он может совершенно не осознавать и не пытаться удовлетворить свои собственные потребности, годами кричащие ему о себе, приводящие к тяжелым депрессиям, но так не услышанные его сознанием.
  2. Интроекция. Я называю этот  механизм «Я – как он». Человек обычно некритически впитывает убеждения и способы поведения других людей, живет чужой жизнью, а не той, что подходит именно ему.
  3. Ретрофлексия. Мое название – «Я – для него». Человек стремится удовлетворять те потребности других, которые испытывает сам, но не осознает это или не признается себе в этом.
  4. Проекция. «Из-за него…». Приписывание собственных мыслей, чувств, страхов, желаний и намерений другим людям. Человек видит источники всех его проблем во внешним мире, винит во всем обстоятельства и совершенно не замечает, что мир не испытывает большого желания подстраиваться под его потребности и стандарты. Вместо того, чтобы искать способы удовлетворения своих желаний, человек занимает обвинительно-пассивную позицию.

В процессе терапии, в отличие от чопорного психоанализа, психотерапевт ведет себя как партнер, на равных с клиентом. Обычно работа начинается с обучения клиента отличать факты от его домыслов и фантазий, которые порой сильно искажают представление человека о реальности, тем самым осложняя ему жизнь. Различные страхи человека и его прошлый негативный опыт могут, например, вселить в него уверенность в том, что он знает о чем думает сидящий перед ним бородатый человек в черном костюме и каковы его истинные намерения. Такое «чтение мыслей» нередко является причиной серьезных трудностей, переживаемых человеком в межличностном общении.

Далее психотерапевт и клиент сосредотачиваются на развития внимания клиента к собственным часто противоречивым чувствам и желаниям и на поиске вариантов их примирения. Для облегчения этой задачи иногда используется изобретенная Перлзом техника «Горячего стула», когда противоречащие друг другу «половинки человека» рассаживаются по разным стульям (одну из них играет терапевт) и «выясняют друг с другом отношения» с целью в конечном итоге прийти к взаимопониманию. Если этот этап терапии проходит успешно, то высасывающие из человека энергию источники внутренних противоречий устраняются, открывая человеку невиданные для него до этого горизонты и возможности. Он начинает чувствовать в себе внутреннюю силу и уверенность,  преображая свою жизнь в соответствие с ясными и яркими представлениями о том, как он хочет жить и чего он хочет на самом деле.

Вот вам полезное упражнение: выпишите на листе бумаги и закончите фразы «я должен …», «я не могу…», «мне надо…», «я боюсь, что…». Затем в получившихся предложениях замените начала:

«я должен …» на «я планирую»,

«я не могу…» на «я не хочу…»,

«мне надо…» на «я хочу…»

«я боюсь, что…» на «я хотел бы …» (в этом последнем случае вам необходимо изменить окончание фразы).

Что вы почувствовали в результате таких замен?

В процессе гештальттерапии растет ответственность человека за качество своей собственной единственной и неповторимой Жизни, укрепляется его внутренний стержень и уверенность в собственной жизненной компетентности. Эти чувства растут не на пустом месте и не только в результате нового, более реалистичного видения человеком себя и окружающего мира, но и как следствие успешного ежедневного опыта его взаимодействия с другими людьми. Человек постепенно уходит от использования манипуляций в общении и приобретает устойчивость к манипуляциям, обращенным на него, становясь более открытым, чутким и доброжелательным. Перед ним открываются новые ощущения и смыслы, он находит в себе новые ресурсы, дающие ему силу и энергию, и начинает видеть до этого не видимые ему грани мира – реальность во всем ее удивительном разнообразии.

В заключении хочу рассказать вам о собственном опыте, имеющем к этой статье самое прямое отношение. Я много лет занимался киокушинкай-каратэ – жестким стилем, предполагающим полный контакт с соперником. Размышляя над тем, что мне дали эти занятия, кроме физической подготовки, я понял, что главным их результатом для меня стало избавление от «фобии боли» – страха физического и душевного дискомфорта. Во время интенсивных тренировок я и не подозревал, что именно это Перлз считал, одним из главных условий успешной терапии. Получается, что моим гештальттерапевтом был мой тренер. По-моему не плохо получилось, спасибо тебе, Андрей :).

Теперь за какие-нибудь 20 тысяч долларов вы сможете провести сутки в первом в мире подводном отеле, расположенном на глубине 20 метров рядом с островом Фиджи. 


Предлагаем посмотреть другие страницы сайта:
← Мобильный тайм менеджмент | Поведенческая психотерапия →

# КОММЕНТАРИЙ:

Добавить комментарий