
Теперь перейдем к рассмотрению, оценке и анализу непосредственно самих «игр». Прежде всего, следует научиться отличать игры от других последовательностей дополнительных трансакций, таких как времяпрепровождение, процедура и ритуал. Основное отличие состоит в том, что игра всегда имеет скрытые мотивы и предполагает некий «выигрыш». Кроме того, результат любой игры может быть в буквальном смысле драматичным, в то время как остальные трансакции ограничиваются максимум конфликтом или просто неожиданным результатом.
Ведению многих игр люди обучаются намеренно, существуют даже специальные тренинги для развития способностей человека искусно выполнять различные маневры. Это касается, например, ведения бизнеса. Многие коммерсанты, присутствуя на различных неофициальных встречах, участвуя в простых светских разговорах, умело ведут свою игру, целью которой является получение у собеседников интересующей их информации. Но мы будем рассматривать только непреднамеренные игры, именно они являются наиважнейшим фактором, влияющим на общественные отношения в целом.
Основные моменты и составляющие таких игр можно продемонстрировать на одном простом примере. В условной семейной паре /назовем их – Ивановы/ складывались довольно сложные отношения, которые усугублялись деспотизмом мужчины по отношению к своей супруге. Пройдя курс психотерапии, и получив некую поведенческую установку, госпожа Иванова смогла добиться того, что муж разрешил ей воплотить в жизнь свою мечту о вокальном пении и посещать бар-караоке. Но случилось непредвиденное – она вдруг осознала, что панически боится петь на публике. То есть затеянная Ивановой игра «Если бы не муж, то я бы могла…» оказалась несостоятельной для нее самой, и в выигрыше был супруг, который своей деспотичностью на самом деле ограждал ее таких эмоциональных потрясений. Кроме того, господин Иванов в течение всей совместной жизни все-таки чувствовал себя виноватым перед супругой за свой характер и стабильно покупал ей различные подарки. Уступив же ей немного свободы, стал ограничивать их количество и стоимость. Двойная игра – двойной проигрыш госпожи Ивановой. Но есть и выигрышные для нее моменты, о которых рассказано далее.
Анализировать любую игру можно с двух сторон – практической и теоретической. В первом случае ее рассматривают как конкретную игру, во втором – универсализируют по отдельным характерным чертам, свойственным нескольким группам игр. Результативность теоретического анализа игр напрямую зависит от правильно выбранной схемы: сначала определяются условия игры, затем собирается наибольшее число ее аналогов, и в итоге выделяются основные характерные черты всей рассматриваемой группы игр. Сам анализ правильней проводить с позиции инициатора игры.
Изначально можно только догадываться, что рассматриваемая последовательность трансакций – это именно игра. Чтобы в этом убедиться, необходимо установить значимость результатов взаимодействия между конкретными людьми для «Водящего». Для этого достаточно просто отказаться от игры либо искусственно уменьшить размер «выигрыша». На примере господ Ивановых это выглядело бы так: супруг дает полную свободу жене и разрешает ей заниматься всем, чем она захочет. Налицо полный отказ Иванова продолжать затеянную супругой игру «Если бы не ты…», ведь непременным ее условием были запреты. В этом случае все ее внутренние страхи, о которых она даже не догадывалась, вдруг выплывут наружу и погрузят госпожу Иванову в состояние глубоко отчаяния. Это в дальнейшем может провоцировать приступы внезапных истерик с рыданиями либо полной фрустрации, что потребует уже вмешательства психотерапевта. Налицо драматический результат, характерный именно для игр.
Остановимся на понятии «цель игры». Обычно игра преследует несколько альтернативных целей, каждая из которых вполне удовлетворяет «Водящего». Тот же пример с четой Ивановых – супруга своей игрой добивалась двух взаимозаменяемых результатов: увеличения уверенности в себе /не я боюсь, а он не пускает/ либо оправдание своих действий /бездействий/.
Как уже говорилось ранее психическое состояние «Я» нельзя рассматривать как «роль» в определенной игре. Эти два понятия обязательно нужно научиться разделять. Состояние «Я» каждого игрока может сочетаться с его ролью, а может и не совпадать. В рассматриваемом примере госпожа Иванова, не зависимо от ее состояния «Я», может играть роль как обиженного «Ребенка» так и трезво оценивающего ситуацию «Взрослого». В свою очередь ее супруг может играть и «Взрослого», и «Родителя». Для правильного анализа игры важно точно установить, с какой позиции: «Взрослого», «Родителя» или «Ребенка» действует тот или иной участник. Именно тогда станут доступны те скрытые трансакции, которые и составляют суть конкретной игры.
Любая игра подразумевает под собой последовательность определенных «ходов», которые периодически предпринимает каждый из ее участников. Если она продолжается достаточное длительное время, то игроки становятся искуснее, используют более изощренные ходы, при этом отметаются те, которые отдаляют их от цели либо просто не приближают к ней. Идеальные отношения существуют между людьми, которые в процессе совместных игр делают минимальное количество ходов, достигая результата и получая «выигрыш» при минимуме эмоциональных затрат. Многие ненужные и промежуточные ходы, являясь уже проверенными игроками, просто игнорируются и могут использоваться только для «красоты игры». Но необходимо знать, что условием существования любой игры является хотя бы минимальный набор ходов.
Что же будет служить «вознаграждением» в каждой конкретной игре? Это в первую очередь те самые «поглаживания», обеспечивающие психическое равновесие личности, а также необходимое для эмоциональной стабилизации, укрепление жизненной позиции игрока. В рассмотренной ранее игре супругов Ивановых жена, угнетенная властью деспотичного мужа, помимо того, что защищена от скрытых в ней самой страхов, еще и может получать от ситуации некое сексуальное возбуждение, которое вызвано глубоко спящими в ней мазохистскими потребностями. На самом деле ее жизненная позиция не только в этой ситуации, но и во всех аналогичных будет одной и той же – это необузданное желание уступить и сдаться. Существует еще один вид «вознаграждения», которое получила госпожа Иванова в этой игре – это структурирование времени, в котором она особенно нуждалась в условиях полного отсутствия взаимных интересов у супругов. Другими словами – «поговорить было не о чем». Это так называемое «внутреннее вознаграждение». Но есть и «внешнее вознаграждение», которое используется женщиной для социальных контактов вне семьи. Здесь игра Ивановых превращается во времяпрепровождения для супруги. Она часами может говорить об этом со своими подругами, жаловаться на мужа-тирана, делиться скрытыми возможностями самореализации, которые тот в ней подавляет. При этом в кругу общения Ивановой обязательно находится много «сочувствующих» ей дам, считающих свои ситуации в семье аналогичными. Количество времени, проводимое совместно увеличивается, завязываются теплые дружеские взаимоотношения.
Следует рассмотреть и такое понятие как генезис игр, то есть их происхождение: когда и как зарождается в личности потребность к участию и ведению психологических игр. Однозначно корни этого следует искать в раннем детстве. К сожалению, многие родители в процессе воспитания ребенка не уделяют особого внимания обучению его ритуалам, процедурам и времяпрепровождению, а заостряют внимание только на внушении ребенку понимания того, в какие игры можно играть, а в какие нельзя. Но отделять одно от другого неправильно, так как ритуалы и процедуры позволяют ребенку осознавать, какие возможности будут ему предоставлены в процессе общения, а игры в свою очередь учат тому, как использовать эти возможности. В результате те социальные трансакции, которые с детства закладывались в любимые игры каждого человека, в последствии будут предопределять его судьбу.
В процессе сосуществования в современном обществе, любой личности очень трудно найти и ощутить настоящую человеческую близость, так как объективных предпосылок для этого очень мало. Представления одного человека о близости может вызвать психологический дискомфорт у другого. Выходом из данной ситуации для многих как раз и являются игры. Некоторые люди в силу своей психической неуравновешенности и неустойчивой жизненной позиции, в принципе не могут обходиться без игр. Причем не имеет значения «Водящие» они или «Ведомые». Любая попытка кого-либо из участников прекратить игру, вызывает в таких людях приступы отчаяния, приводящие к психозам. Именно поэтому, анализируя ту или иную игру, оценивая роли каждого из ее участников, следует быть крайне осторожными. Для таких людей «панацеей» обычно становится близость, которая является наивысшей ступенью межличностных отношений и вполне может обходиться без игр.
И последнее, на чем необходимо заострить внимание, перед тем как перейти к квалификации игр это то, что они всегда будут являться важнейшей составляющей неосознанного жизненного сценария, по которому следует каждый человек, независимо от того, счастливый этот сценарий или трагический.
Предлагаем посмотреть другие страницы сайта:
← Берем ответственность на себя | Высший приоритет →